Григорович Юрий Николаевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 20833
Орден Ленина № 459699
Григорович Юрий Николаевич – главный балетмейстер Государственного академического Большого театра СССР, народный артист СССР, город Москва.
Родился 2 января 1927 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Розай. Русский. В 1946 году окончил Ленинградское хореографическое училище (с 1991 года – Санкт-Петербургская академия русского балета имени А.Я.Вагановой), где занимался под руководством педагогов Б.Шаврова и А.Писарева. В 1946-1961 годах – солист Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова (с 1992 года – Государственный академический Мариинский театр), где исполнял характерные и гротескные партии, среди них: Нурали в «Бахчисарайском фонтане», Ретиария в «Спартаке», Шурале в одноименном балете, Северьяна в «Каменном цветке», Ли Шан Фу в «Красном маке» и другие. Обладал высоким прыжком и ярким сценическим темпераментом.
Проработал несколько лет балетмейстером в Кировском театре (1962-1964), где поставил «Каменный цветок» С.С.Прокофьева (1957) и «Легенду о любви» А.Д.Меликова (1961; позднее оба балета были перенесены им на сцену Большого театра, где шли на протяжении нескольких лет с неизменным успехом).
В 1964 году был приглашен в качестве главного балетмейстера в Большой театр, в котором проработал более 30 лет (1964-1995). В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А.В.Луначарского (ГИТИС).
В 1966 году ему было присвоено звание «Народный артист РСФСР», в 1973 году – «Народный артист СССР», в 1981 году – «Народный артист Узбекской ССР».
Почти каждая его постановка становилась событием в музыкальной жизни страны. Кроме уже названных «Каменного цветка» и «Легенды о любви», с постоянными аншлагами шли спектакли: «Спартак» А.И.Хачатуряна (1968, одна из вершин творчества балетмейстера; Ленинская премия, 1970), «Иван Грозный» на музыку С.С.Прокофьева (1975), «Ангара» А.Я.Эшпая (1976; Государственная премия СССР, 1977), «Золотой век» Д.Д.Шостаковича (1982). В 1978 году Григорович поставил в Парижской Опере «Ромео и Джульетту» С.С.Прокофьева (1978), а год спустя (1979) – новый вариант в Большом театре. В 1999 году осуществил третью редакцию этого балета для труппы «Кремлевский балет».
Особое место в творчестве Григоровича занимает работа над произведениями классического наследия. Ему принадлежит одна из лучших версий «Щелкунчика» (1966), которую он создал для В.В.Васильева и Е.С.Максимовой. Он предложил два противоположных по тенденциям варианта «Спящей красавицы» (1963, 1973). В 1969 году Григорович, пытаясь приблизиться к концепции партитуры П.И.Чайковского, поставил «Лебединое озеро» с трагическим финалом – после генеральной репетиции его заставили переделать балет. Драматургически выстроены, насыщены новыми танцами его редакции «Раймонды» (1984) и «Баядерки» (1991). Он также возобновлял балеты «Дон Кихот», «Жизель» и «Корсар». Его балеты до сих пор составляют основу репертуара Большого театра.
В 1974-1988 годах профессор балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. С 1988 года заведующий кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1986 года за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения главному балетмейстеру Государственного академического Большого театра СССР Григоровичу Юрию Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Неотразимым магнетизмом личности наделен этот крупнейший русский хореограф-романтик второй половины XX века. Прекрасный драматург, он с одинаковым успехом выстраивает как общую концепцию своих масштабных спектаклей, так и психологические взаимоотношения героев. Григорович всегда тяготел к сквозной танцевальности всего спектакля, при этом использовал все виды танца, хотя предпочтение отдавал классическому. Он великолепно ставил огромные кордебалетные ансамбли (например, «Аппиева дорога» в «Спартаке»), возвышенные лирические дуэты главных героев, их индивидуализированные вариации-монологи. С тех пор, как он в возрасте 30 лет создал свой первый шедевр «Каменный цветок», открывший новую эру в советском балете, его всегда окружали мудрые советники. Среди его учителей был старейший русский балетмейстер Ф.В.Лопухов. Ближайшим другом и духовным наставником Григоровича был художник С.Б.Вирсаладзе, создававший не только декорации и костюмы, но и сценически-пространственное решение его постановок. Григоровича поддерживала его первая жена – прекрасная балерина и одареннейшая ученица А.Я.Вагановой А.Я.Шелест. А его музой, героиней многих его балетов стала Н.И.Бессмертнова (1941-2008) – его вторая жена, балерина, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР.
Чуткий к таланту, Григорович всегда работал с первоклассными исполнителями, чьи имена, во многом благодаря его постановкам, вошли в легенду. Среди них В.В.Васильев, М.Л.Лавровский, М.Э.Лиепа, Ю.К.Владимиров, А.Б.Годунов, И.Дж.Мухамедов и другие. И только роковой вопрос о лидерстве и власти в Большом театре разлучил бывших соратников, подорвав при том фундамент «театра Григоровича». Несмотря на это, лучшие его балеты давно вошли в золотой фонд мировой хореографии XX века.
В 1995 году Григорович ушел из Большого театра. С тех пор он активно сотрудничает со многими балетными труппами в России (в Уфе, Краснодаре, Якутске), ставит свои сочинения за рубежом (в Польше, Чехословакии, Австрии, Италии). Григорович – председатель жюри международных конкурсов в Москве, Осаке, конкурса имени С.Лифаря в Киеве, комитета по присуждению ежегодной международной премии «Benois de la Danse» («Бенуа де ля Данс»). На видеокассетах записаны лучшие его балеты.
В 1991-1994 годах руководил основанной им труппой «Большой театр – студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета. В 1996 году стал фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (ныне балетная труппа краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера»). С тех пор постоянно сотрудничает с этой труппой.
Живёт в Москве.
Награждён советскими 2 орденами Ленина (25.05.1976, 31.12.1986), орденом Октябрьской Революции (7.08.1981), российскими орденами Святого апостола Андрея Первозванного (26.01.2017), «За заслуги перед Отечеством» 1-й (17.12.2011), 2-й (27.07.2007) и 3-й (27.04.2002) степени, медалями, в том числе «Герой труда Кубани» (2003, Краснодарский край), а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе Орденом науки и искусства (1959, Египет), орденом «Кирилл и Мефодий» 1-й степени (1977, Болгария), орденом Народной Республики Болгария 1-й степени (1987, Болгария), орденом «За заслуги» 3-й степени (2004, Украина), орденом Дружбы 2-й степени (2005, Казахстан), орденом Франциска Скорины (2007, Беларусь), орденом Почёта (2009, Армения).
Лауреат Ленинской премии (1970), двух Государственных премий СССР (1977; 1985), Государственной премии Узбекской ССР имени Хамзы (10.1983), премии Сергея Дягилева Парижской академии танца (1969), премии «Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство» (2003).
Почетный гражданин Кубани.
Творчеству Григоровича посвящены фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986).
Биографию подготовил: